kak-okhotitsya-na-kabana

Как я в горах Чечни охотился на кабана

Рад приветствовать Вас, дорогие друзья, на блоге «Брожение умов», с вами Виктор Кислов и сегодня я расскажу  про охоту на кабана и историю о том, как однажды мне довелось охотиться на дикого кабана в горах Чечни. Охота эта сложная, требует от ее участников выносливости, смелости и, безусловно, опыта в этом непростом деле.

Было это в конце семидесятых годов, во времена Советской власти, когда и в помине никто не знал и не ведал о вооруженных конфликтах на Северном Кавказе. Работал я тогда завучем в Краснооктябрьской школе Буденновского района.

Проживая в Ставропольском крае, иногда, (особенно в каникулярное время) когда не был загружен школьной работой, приезжал я в родительский дом во Владикавказ. Родители тогда еще были живы и я, скучая по родным и близким, старался чаще приезжать к ним в гости.

Накануне одной из таких поездок, осенью, созвонился я со своим братом Владиком. Жил он тогда со своей семьей и нашими родителями в доме, который когда-то мы вместе строили. См. статью «Детство и юность». Из телефонного разговора узнал я, что он с друзьями организует поездку в Чечню с охотой на кабана. Его предложение присоединиться к компании охотников принял я с энтузиазмом и некоторым волнением. Дело в том, что мне ни разу до этого не приходилось охотиться на такого крупного и, как мне казалось, опасного зверя.

Рассказы о том, что раненый кабан очень опасен, слышал я не раз от бывалых охотников. Но предвкушение азартной и интересной охоты волновало мою кровь. Стрелок я в то время был неплохой: часто участвовал в соревнованиях по стендовой стрельбе, входил в сборную команду Буденновского района, умело стрелял пернатую и водоплавающую дичь.

Однако, учитывая необычность предстоящей охоты в горах на крупного зверя, я чувствовал себя не совсем уверенным и готовым к такому приключению. Но молодость, амбициозность и азарт к охоте все-таки взяли верх, и я незамедлительно стал готовиться к поездке во Владикавказ на встречу к брату.

Прежде всего надо было подумать об экипировке и боеприпасах для охоты на этого зверя. Впрочем, одежда, обувь, рюкзак не вызывали у меня беспокойства — все это было давно подогнано и приспособлено к охоте. Оставалось решить вопрос с боеприпасами.

Против такого зверя необходимо было снарядить патроны пулями и крупной картечью. Все это хорошо я знал теоретически, а вот на практике применять такие боеприпасы еще не приходилось. Порывшись в справочнике, прозвонив своим друзьям, бывалым охотникам, получил исчерпывающие консультации по снаряжению патронов картечью и пулями, теоретические сведения по охоте на кабана.

Но вот снаряжение готово, зачехленное ружье и патроны — в объемном рюкзаке. В назначенный день выехал я во Владикавказ на рейсовом автобусе. Время в поездке быстро пролетело за легкой дремотой и в раздумьях о предстоящей охоте. На автовокзале встретил меня брат на своем новом внедорожнике, который он построил сам и о котором написал я в своей статье «Как сделать внедорожник своими руками», и мы в скором времени были уже дома.

К вечеру этого дня стали ждать охотников, друзей Владика, которые договорились собраться к девяти часам вечера для поездки в горы Чечни. А пока предстояло проверить необходимые документы и снаряжение к охоте: лицензию на отстрел кабана, охотничьи билеты, одежду, обувь, боеприпасы и продукты питания. Вскоре к нашему дому подтянулись охотники. Некоторых из них я хорошо знал и мне приятно было встретиться с ними. Собралось нас всех охотников восемь человек.

Разместившись в машине, уложив охотничье снаряжение, мы, наконец, двинулись в путь. Перед нами стояла задача — к рассвету быть у старого и опытного чеченского охотника в небольшом горном селении. А наш внедорожник впервые выехал в испытательный рейс по дорогам Осетии и горным дорогам Чеченской республики. Машина прошла предварительную обкатку и сейчас катилась не чувствуя нагрузки и «усталости», легко поднимаясь в горы.

Муса (так звали чеченского проводника-охотника) ждал нас в назначенный день. По законам кавказского гостеприимства встретил он нас на пороге своего дома и пригласил на веранду отведать «хлеб-соль». Было раннее утро. Свежий осенний ветерок тянул с горного ущелья, а мы, разминая затекшие от поездки ноги, прошли к столу.

Как водится в таких случаях, отведали мы под тосты хозяина и его гостей все, чем Бог послал. Символично подняли тост за встречу, за гостеприимство хозяина, за хлеб-соль и за благополучие этого дома. А напоследок — за удачную охоту. Однако, нам предстоял неблизкий путь пешком выше в горы, где располагалась кошара хозяина Мусы. Оставив внедорожник во дворе Мусы, захватив ружья и снаряжение, мы отправились в горы по узкой каменистой тропе.

Чем выше я поднимался в горы, тем труднее было идти. Но скисать и отставать от группы охотников не мог себе позволить. Дышать трудно, кровь стучит в висках, во рту шершавый как наждак язык, в горле все пересохло. Наконец, выше, впереди, показалось низкое длинное строение, а в прилегающем к нему загону небольшая отара блеющих овец.

Остановились отдышаться на каменистой площадке возле кошары. Напротив нашей горы, через ущелье, в утреннем тумане виднелся склон горы, поросший лиственным лесом, редким и прозрачным от облетевшей листвы. Лишь кое-где зелеными пятнами выделялись на склоне ели и сосны. Туман все ниже спускался в ущелье, и сказочная заоблачная картина предстала перед нами.

Загонщики, местные охотники, явились через полчаса после нашего прибытия на кошару. На жестких поводках привели с собой собак — гончаков. Охота на кабана заранее была запланирована, каждый из загонщиков знал свое место и маршрут движения во время гая. Нам только предстояло стать на номера перед началом охоты. Но расстановкой охотников на номера руководил Муса — старший, которому подчинялись все. Детали охоты, вероятно, давно были оговорены между организаторами охоты, нам только оставалось выполнять указания старшего.

Перед выходом на номера Муса провел короткий инструктаж и мы цепочкой двинулись за нашим проводником на место нашей охоты. Шли достаточно долго и, когда казалось, что нет сил дальше идти, наш проводник поставил охотника на первый номер. На мою долю выпал третий номер. Муса оглядел меня с ног до головы, осмотрел ружье и покачав головой своим каким-то мыслям, коротко заявил: «Курить нельзя, стоять тихо и меньше двигаться, стрелять только в видимую цель, сходить с места нельзя до конца охоты и до моего прихода, понял все?» «Да»,- прошелестел я сиплым голосом.

Проводник с охотниками двинулся дальше, а я, хлебнув из фляги воды, остался со своими мыслями и чувствами. После утомительного перехода, наконец, постепенно стал приходить в себя. Конечно, первый раз находясь в горах, человеку трудно сразу привыкнуть к разряженному горному воздуху, к крутым подъемам и спускам. Для этого, безусловно, нужна физическая и моральная подготовка. Постепенно, придя в себя, стал внимательно прислушиваться и просматривать местность.

Прошло достаточно много времени, когда далеко внизу послышался ружейный выстрел. Вот и начался гай, сигналом которого прозвучал этот выстрел. Зрение и слух обострились до предела. Я прижался к дереву и, затаив дыхание, стал внимательно осматривать свой сектор обстрела. Передо мной, метрах в двадцати — тридцати, просматривалась небольшая поляна, через которую проходила звериная тропа. А ниже к ущелью и пологому склону — редкий с облетевшей листвой лес.

Между тем выстрелы и далекие еле слышные голоса звучали все ближе, но ниже по склону ущелья. Прошло еще немало времени с криками и шумом загонщиков, когда вдруг послышался лай гончих собак. Определенно, собаки взяли след и начали преследовать зверя. Напряженно всматриваясь в сторону гая, я вдруг увидел сквозь редкие стволы деревьев темные силуэты стада кабанов.

Не знаю почему, но мне неожиданно вспомнился фильм «А зори здесь тихие», когда одна из героинь фильма наблюдала сквозь стволы деревьев продвижение немцев, поочередно считая их. Вот также и я наблюдал движение цепочки кабаньего стада ниже по ущелью. Я улыбнулся своему неожиданному сравнению и приготовился к встрече «противника», который, примерно, в километре от меня мощно продвигался по занятой охотниками стороне вдоль линии стрелков.

А лай собак все ближе. Кабаны на время скрылись в низине. Прозвучал первый выстрел, затем — второй, третий. Гурт вырывается из низины вперед, стремительно мчится на меня, чуть ниже по звериной тропе. Вскидываю ружье и в створе деревьев по краям поляны, пропуская секача, поочередно стреляю двух последних в гурте подсвинков. Первый через голову падает, но, вскочив, продолжает бег, второй, вздрогнув от звонкого шлепка пули, бежит за уходящим кабаньим стадом.

Дальше по линии стрелков слышны выстрелы, а я, плюнув от досады за неудачные, как мне казалось, выстрелы, присел у дерева и стал ждать окончания охоты. Но, успокоившись и поразмыслив немного, все-таки понял, что мои выстрелы достигли цели, вот только на сколько удачно, оставалось для меня вопросом.

Судя по всему, охота подошла к концу: уже не слышно выстрелов. Лишь изредка все ближе и ближе слышится повизгивание гончаков. А вот и проводник Муса. За ним следом идут стрелки, правда, не все, и часть загонщиков с собаками на поводках. Остальные остались разделывать туши двух убитых кабанов.

«Куда стрелял?», — спрашивает Муса. «В кабанов», — отвечаю. Выходим на место, где через поляну проходит звериная тропа. На опавшей листве — следы крови. Собаки рвутся с поводков, подают голос. Загонщики идут вслед за собаками и через некоторое время зовут к ложбине, (метрах в двухстах от поляны), заросшей густым кустарником. Два битых подсвинка, зарывшись в орешник, лежат неподвижно. С удачной охотой поздравляют друзья.

Во второй половине дня, разделав туши кабанов и загрузив рюкзаки, спускаемся в селение к дому нашего проводника Мусы. Время движется к вечеру. Коротко анализируем прошедший в охоте день. Прощаясь с Мусой, обещаем приехать с охотой на косулю, ведь чеченцы — мусульмане, поэтому не едят свинину. Мы загружаем внедорожник, садимся по местам и прощаясь, покидаем гостеприимное селение.

Вот и весь рассказ о том как я охотился на кабана в горах Чечни, дорогие друзья. До скорой встречи!

Читайте также:

С уважением, Виктор Кислов.

51 комментарий. Оставить новый

• Николай Сидоров
    8 декабря 2014 1:53 пп

Очень интересный рассказ. Живо представился горный пейзаж. Хорошо бы ещё фото прилагались ) [good]

• Здравствуйте, Николай, фото, к сожалению, представить не получится. Было это, как Вы понимаете, «лет сто» тому назад, поэтому принимайте как есть. За комментарий спасибо.

• Фотоаппарат мешать может. Не всё так просто. Его легко поломать, за ним приходится присматривать, на это тратятся лишние силы. Часто на охоте так устанешь, что делать снимки не хочется. Я так и не придумал, где лучше носить фотоаппарат. Сначала носил его, потом отказался.

• Сергей,они же не на фото сессию ездили,а на охоту.
          Да и раньше проблема была с фотоаппаратом.
          Это сейчас,да же на телефон можно с фоткать.

• Очень понравился рассказ! В горах не охотился, но тяготы и изматывающие спуски и подъёмы представляю. Загон идёт быстро полтора-два часа, а до него так измотаешься, что иногда проклинаешь всё. И дома сколько собираешься!
    Стреляли пулей, не картечью, как я понял из текста. И выстрелы меткие, дуплетом положили подсвинков. Я бы вторым выстрелом промазал или стрелял бы в первого.

• Первый выстрел был картечью. Гурт бежал близко. А во втором стволе был заряд с пулей. Стрелял последних, чтобы стадо шло вдоль линии стрелков.

• Подо мной раз стояла стайка поросяток. Двое на поле выбежали метра на два. Мамку их не видел, только боковым зрением. Она интересный звук издала и малыши слиняли с поля. Но стояли подо мной потом с минут пять.

• Я также заряжаю ружьё когда один в лесу, в верхний ствол пулю, в нижний картечь, или в оба ствола пулевые патроны. Ружьё не для охоты нужно, для самообороны.

• Мы тоже с другом зависали на дереве.
          Лыжи во время поскидывали,да на дерево заскочили.
          Лет по 13-14 было.
          Стадо под нами прошло.

• Ещё успели лыжи скинуть? )))
            Я всегда думала, что кабаны носятся как молнии. А от секачей вряд ли спастись можно?

• Зимой на дерево проблемно залезть. Если что надо с лыжами на ногах залезть метра на два. а так от кабанов резко отпрыгивают в сторону. На лыжах конечно не прыгнешь.

• Знаешь Сергей,с перепугу и не то сделаешь.
            И не факт что мы на дерево залезли,а не запрыгнули.

• Ну Лиля раньше крепления на лыжах другие были.
            Просто валенки засунул в крепеж и поехал =)

• Если у Вас кабан водится, волки должны быть.
            И в краю с мягкими зимами живёте. Кабану нравится такой климат.

• Да волки с Казахстана забегают.
            А на счет мягких зим ,не скажу и суровые бывают и средние.
            На данный момент на улице -27.
            А бывает и до -40 добегает.

• Виктор, Вы дважды стрельнули и двух подсвинков взяли. А до Вас ещё кто-то несколько раз стрелял. Они не попали по свинкам?

• Кабан по ловкости и гибкости наверно превзойдёт кошку. Видел, как кабан повернулся после выстрела. Я даже не заметил этого. Стоял кабан мордой в одну сторону и тут же уже стоит в другую сторону.

• Виктор Константинович,интересный рассказ получился,так складно пишите.Вы бы еще фото гор,выложили бы,отлично получилось бы.
    А какие горы красивые.

• Было это, как Вы понимаете, «лет сто» тому назад, о фотографиях тогда не думали, да и блогов не было и мобильных телефонов — тоже. Поэтому принимайте как есть. За комментарий спасибо.

• На номере стоят не шевелясь. На номере в ожидании стоишь. И дойти до номера сложно, семь потов сойдёт, пока дойдёшь.

• Да, на номере очень сложно ждать: курить нельзя, звуков никаких, двигаться без шума, а при появлении дичи замереть, чтобы не спугнуть. Кабан, зверь очень чуткий: слух, обоняние очень развиты.

• Про курение на охоте забыть нужно напрочь, как и от парфюмерии, средств от комаров, прочего пахнущего. Животным эти запахи не нравятся и выдают присутствие человека.

• Игорь, в первом комментарии Николай Сидоров просил фото к рассказу. Виктор отвечал ему почему это невозможно.

• Вот пишите Вы про охоту и мне почему-то в голову лезет история про Теодора Рузвельта: он однажды отпустил медвежонка, которого специально для него загнали и привязали к дереву. Это, кстати, одна из версий появления на свет так называемого мишки Тедди — того самого помилованного медвежонка.

• Это не охота стрелять по детёнышу, это браконьерство чистой воды. Вдобавок по привязанному животному. История красивая жалостливая, но выдуманная.

• Да, реальная история несколько отличается от красивой легенды. Просто хотелось, чтобы читающие этот комментарий, окунулись в сказку.

• Рузвельт — Тедди — медвежонок связаны друг с другом, не помню каким образом связаны.

• Я находила всего один источник, в котором описывалась такая ситуация: медвежонка действительно загнали, чтобы умилостивить президента. Но Рузвельт оказался чрезмерно сердобольным: он приказал застрелить медведя, дабы не мучился. Уж что было на самом деле…

• Вроде эта история случилась до президентства Рузвельта. Чё он позориться то будет, стрелять по медвежонку. Не принято по детёнышам стрелять.

• Но это мог быть пестун, так назвают медвежат двулетнего возраста. Они с мамкой могут быть, а могут и самостоятельно в берлогу залегать. Тогда другое дело.

• Настя, есть байка про Хоннекера, лидера немецкой компартии. Он у нас охотился, а ему подсунули кошку с надетой заячьей шкурой. Думали что быстро подменят всё это дело. Хоннекер выстрелил и заранил зайца, в смысле кошку. А заяц раз и на дерево полез. Хоннекер от удивления в снег сел, сказать ничего не может от изумления))) Минут пять в себя приходил.

• «плюнув от досады за неудачные, как мне казалось, выстрелы». Так же было. Одно дело в книжке читать, что животные крепки на рану, другое видеть это в реальности. На адреналине смертельно раненое животное далеко уйти может.

• Виктор, я так поняла, что Вы живете в местности, где нет возможности охотиться на кабана, поэтому эта поездка Вам и запомнилась.

• Это давняя история того времени, когда все мы жили в Советском Союзе и, когда могли себе позволить охотиться там, где были друзья и была возможность.

• Понятно, что теперь в Чечню на охоту уж точно не захочется ехать. А с развалом Союза многие потеряли друзей.

• Разве Чечня не осталась в составе России?
          Для друзей нет преград в виде границ.

• Если у нас друзья были в Латвии, а теперь туда мы можем попасть только с визой, то уже дружбы нет. Только редкое общение. Так что, Сергей, границы есть.

• Татьяна,а почему в Чечню не захочется ехать?
          Это Российская территория и там все уже урегулировано.

• Татьяна, кабан водится повсеместно. Люди охотятся в разных местах по разным причинам. Лицензия недешёвая и если приглашают друзья поохотиться, грех отказаться.