охота на зайца

Здравствуйте, дорогие друзья. Рад приветствовать Вас на блоге «Брожение умов». Сегодня мне довелось вспомнить своё увлечение: охоту на зайца в степях Ставропольского края. Вот и захотелось мне представить Вашему вниманию рассказ об этом.

Начало моего страстного увлечения охотой на этого зверя было в то время, когда жил я со своей семьей в селе Учтюбе  Нефтекумского района (читайте ст. «Сорок лет тому назад») и работал в восьмилетней школе. Желание написать рассказ об этой моей увлеченности (охоте на зайца) у меня возникло во время публикации рассказа «Как я в армии служил».

Итак, с 1974 года, началась моя сельская жизнь. В этот период времени я страстно увлекся рыбалкой и охотой. Летом, на утренней зорьке, любил я с удочкой посидеть у озера и, натаскав с десяток жирных карасей и карпиков, возвращаться домой по росистой траве.

А осенью и зимой, закинув рюкзак и ружье за плечи, любил побродить по охотничьим просторам ставропольской степи. Это время особенно привлекало меня охотой на зайца-русака. Сезон охоты на зайца и лису открывался в середине ноября и длился до конца календарного года.

Осенью, по чернотропу, когда снег еще не лег на поля, найти этого зверька и поднять с лежки под выстрел баывает необычайно сложно. Но найти его все-таки можно. В этом я убедился, когда стал внимательно изучать повадки зайца. С осени, когда появляются всходы озимых, он держится вблизи этих полей. Пасется на зеленях, но в лежку, как правило, на эти поля не уходит, а ложится, на вспаханной под пары земле. Еще, как я заметил, сырой дождливой погодой уходит он на лежку в лесополосы или на целинные земли с обильными зарослями травы и бурьяна.

А вот фотография, где я вместе со своей охотничьей собакой Истрой. В один из осенних дней мы охотились с ней на зайца. Здесь я говорю ей о том, что стыдно срываться за дичью без команды охотника.

охота на зайцев с собакой

С ней у меня было много приключений, читайте рубрику «О братьях наших меньших».

Но вот выпал снег. Найти зайца по следу легко, только тропить (т.е. идти по следу) надо умело. Для этого надо прежде всего найти тот след зайца, который ведет его в лежку после ночной кормежки, ведь на снегу бывает натоптано множество следов. Вот поэтому охотник должен быть внимательным, чтобы разобраться, где заяц выходит с поля на лежку, а для этого надо уметь «читать» следы.

Не раз доводилось мне выслеживать зайца по снегу. Выходил я обычно на охоту не раньше девяти часов утра. Давно заметил, что ранним утром заяц еще «плотно» не улегся в лежке, поэтому, чуткий к каждому шороху и звуку, поднимается далеко от охотника, не подпуская его на выстрел. Кроме того я старался выходить по пушистому, «бесшумному» снегу. Ведь по насту охота, как правило, не бывает удачной. Звук скрипящего снега, далеко поднимает зверя.

Но найти след, выходящий на лежку, еще полдела. Ведь надо подойти так близко к лежке, чтобы охота завершилась успешно. Прежде чем уйти в лежку, заяц делает петли, и в этих петлях надо разобраться. А что такое заячья петля?

Расскажу, как я впервые разобрался в этом. Итак, я шел по «теплому» следу (это отпечаток следа, еще не успевший подмерзнуть и покрыться ледяной коркой, проверяется пальцем). Прошел достаточно большое расстояние, как вдруг заметил, что след оборвался. Приглядевшись внимательно, заметил, что след стал двойным. Вернулся к тому месту, откуда начался двойной след. Еще раз осмотрел место и увидел след от длинного прыжка метрах в двух от начала двойного следа, затем еще — прыжок. Хитер «косой»,- подумал я.

Снимаю с предохранителя ружьё и, стараюсь идти бесшумно, против ветра. Медленно иду вдоль следа. Я хоть и ожидал поднять «косого», но выскочил он все-таки неожиданно, почти из под ног. Зарылся в сугроб глубоко хитрюга. Вскинув ружье, прицелился и, соблюдая упреждение с учетом расстояния, выстрелил. Вот и закончилась моя первая охота на зайца. С той поры прошло немало времени. Охотники, с которыми я был знаком, часто говорили, что мне везет в охоте на этого зверя, но согласиться с этим я не мог, и потому щедро делился с ними своим охотничьим опытом.

В то время моей охоты на зайца редко можно было встретить охотников в степи. Дело в том, что местные жители (русские, ногайцы, даргинцы, калмыки) держали на своих подворьях огромное, по моим понятиям, домашнее хозяйство: птицу, кроликов, овец, лошадей, коров, поэтому они не видели и не понимали необходимости в добыче дичи в процессе охоты.

Кстати, по этой причине мне не раз приходилось при выходе на охоту прятать ружье под полы куртки, чтобы мой сердобольный сосед Анатолий не затащил меня к себе на подворье. А дело было вот в чем. Однажды, в начале сезона охоты на зайца, я выходил из дома с ружьем на плече. Увидев своего соседа, который колол дрова, я поприветствовал его и направился было в степь, но не тут-то было. Анатолий решительно остановил меня и, воткнув топор в пенек, пригласил меня, как он заверил, на пару минут к себе во двор.

«Послушай, Константиныч, опять ты собрался степь топтать, да за зайцем гоняться? Иди сюда, — он подвел меня к клеткам, где сидело около сотни кроликов, — вот, выбирай любого, — повел он рукой вдоль клеток, — мне больно смотреть на тебя, как ты ноги свои убиваешь, бери любого. Какой тебе нравится?». Стал ему объяснять, что охота — это спорт и, что иду я охотиться на зайца не ради добычи мяса (хотя кривил душой) и, что кролика не возьму.

«Не рассказывай мне свои охотничьи байки, — прервал меня сосед, — ведь знаю, что в холодильнике у тебя мышь повесилась от голода, разве не так?». Тут поймал он кролика, ударил его по ушам и, вынув из кармана складной нож, стал быстро разделывать, не переставая разговаривать со мной. Не прошло и десяти минут, как тушка была готова.

«Константиныч, если не возьмешь,- я тебя не знаю и тогда,- ко мне не подходи!», — заявил он категорично. Что мне оставалось делать? Пришлось взять, но, когда я собрался уходить, он остановил: «Погоди чуток!». Анатолий засунул руку куда-то меж тюками сена и вытащил бутылку с темно-красной жидкостью: «Сам сделал, попробуй и оцени, «сухач» настоящий не то, что у Ивана, ну, который через дорогу живет».

Пришлось «продигустировать» двести граммов сухого вина. Куда уж тут на охоту идти? С Анатолием мы «тепло» распрощались. Я пошел домой, а он — колоть дрова. Вот по этой причине приходилось прятать ружьё под полой куртки от соседа.

Вот такая  история  моей охоты на зайца. С Вами был Виктор Кислов. До скорой встречи, друзья, на страницах блога «Брожение умов».

Читайте далее:

Понравилась статья? Поделись с друзьями в социальных сетях!

36 комментариев: Как я охотился на зайца в степях Ставрополья.

  • Сергей
    15.02.2015
    17:41

    Фамилию психолога Вашей школы я наизусть выучил.
    Она не один раз попадалась в кроссвордах. Но в первый раз пришлось её поискать на блоге =)

  • Сергей
    16.02.2015
    10:56

    Без собаки на зайца охотиться, это каким крепким нужно быть! Мы специально на зайцев не охотились, всегда попутно. Нечасто, но попадались они нам.

    • 18.02.2015
      17:10

      Да, Сергей без собаки — очень сложно. Я вот иногда брал на охоту Истру — легавую, что очень вредно для собаки, которая предназначена для охоты на пернатую дичь.

  • Сергей
    16.02.2015
    11:01

    У нас местные зайцев и лосей и едят и охотятся на них. А кабана и медведя брезгуют есть. Грязными животными их считают.

    • Лилия
      20.02.2015
      16:11

      Чем уж так не нравится местным мясо кабана и медведя? На взгляд дилетанта — такие же животные.

      • 21.02.2015
        14:07

        Просто зажрались. [:-))]
        Молодые кабанчики,очень вкусные.
        А жир лечебный,да и печень.
        А медвежье мясо,очень полезное,повышает иммунитет.
        Короче много полезного.

        • Лилия
          23.02.2015
          13:11

          Ну вот. Я права, хотя и не пробовала ни мясо кабана, ни мясо медведя.
          А мясо кабана очень отличается от свиного мяса?

          • 23.02.2015
            15:44

            Смотря как приготовить это мясо и что приготовить из этого мяса.
            Ну самое главное отличие кабанятины от свинины,это жирность.
            Свинина жирнее. [:-))]

          • Сергей
            23.02.2015
            17:57

            Кабан всякую падаль ест. Многие не едят поэтому кабана.
            Кабан вкусный конечно. Если не секач)))

        • Сергей
          23.02.2015
          18:23

          Тушу медведя или кабана после отстрела обязательно везут к санврачу. Он срезы с мяса делает, в микроскоп смотрит. Они могут смертельными для человека заболеваниями болеть. А зайца или лося не надо.

          • 23.02.2015
            20:25

            Вот этого я не знал Сергей.
            Теперь буду в курсе.
            А вы секача видали?
            Вот это там клыки,жуть.

          • Сергей
            24.02.2015
            15:36

            У меня видяшка есть, где мы стоим и рассуждаем над павшим кабаном, самец это или самка. Он с недельку полежал уже и вороны живот ему выклевали. Смешное рассуждение о половой принадлежности кабана вышло. Не для сайта ;)

          • Сергей
            24.02.2015
            15:38

            На притравке раз отпрыгнуть пришлось. Даже не отпрыгнуть. Там на деревьях лесенки прибиты, чтобы вовремя от кабана уйти.

          • Сергей
            26.02.2015
            00:46

            Мы на рынок тушу везём. Там лицензию просят, потом тушу проверяют. С медведя в 12 разных местах срезы делают для анализа.

  • 18.02.2015
    08:35

    Охота на зайцев — крутая тема. Я в детстве пробовал, ловить на петлю из струны. Ставил ее на тропе, но поймать ничего не получилось. Наверное потому, что я не очень разбирался в следах

    • Сергей
      18.02.2015
      11:46

      Не одну петлю нужно ставить, это раз.
      Получить неслабо за петлю можно, это два.
      Владелец собаки увидит Вас за таким занятием, Вам сильно может непоздоровится.

      • 18.02.2015
        17:14

        Да, в петли для зайцев бывает попадают охотничьи собаки, поэтому с этим делом надо быть осторожным.

        • Лилия
          20.02.2015
          16:15

          Жалко же охотничьих собак, которые попадают в петли.
          Хорошо хоть — хозяин рядом — может быть спасёт быстрее, если что. (((

          • 21.02.2015
            14:10

            Да в эти петли,не только охотничьи собаки могут попасть,но и простые.
            Да и вообще много всякого мелкого и среднего зверья.
            Правда,смотря куда силки поставишь.

          • Сергей
            23.02.2015
            18:18

            Собаки кроме охотничьих не выживают в лесу. Их съедают другие представители фауны леса =) Но это в глухом лесу.

      • Игорь
        19.02.2015
        08:18

        Никогда не пробовал силки ставить.
        В детстве в деревне ребятня ставили и ловили.
        Я видел как это делается но сам не пробовал

        • Лилия
          21.02.2015
          11:08

          Наверно, в деревнях так вот и ловят зайцев силками. Хотя , что эти «силки» из себя представляют — я даже не представляю!))))

          • 21.02.2015
            14:18

            Лилия силки делаются из тонкой проволки или струны,петлей,типа аркана.
            Если хотите больше информации,почитайте в википедии

          • Сергей
            21.02.2015
            16:03

            Петли часто проверять надо. А то куница, хорёк или лиса утащат себе зайчика. Если попадётся заяц в петлю он от холода каменным может быть.

          • Лилия
            23.02.2015
            13:15

            А что страшного в том, что заяц от холода «каменеет»?
            Ведь всё от холода застывает.
            Или это Вы о чём-то другом сообщаете?

          • Сергей
            23.02.2015
            18:14

            Шкуру потом сложнее снять. Долго отогревается. Есть ряд особенностей. Это не магазинный заяц в упаковке.

          • Лилия
            23.02.2015
            13:13

            Спасибо, Игорь. Прочитаю в Википедии, что такое силки.
            Просвещусь — для общего развития тоже полезно!

        • Сергей
          21.02.2015
          16:07

          На рябчика самый высокий результат на силки — 5-7%. Спецы из института опыты такие проводили. Всё что можно перепробовали, кучу вариантов.

  • 22.02.2015
    17:35

    А я с папой много раз ходил на охоту на зайца, очень интересно было как отец ведет себя на охоте: тихо, внимательно и находчиво, стреляет быстро, почти на вскидку. Я после охоты всегда просил его дать мне ружье, чтобы я по бутылкам пострелял, весело было и увлекательно.

    • Лилия
      23.02.2015
      13:18

      Это хорошо, Константин, что Вам есть у кого поучиться как охотиться. Пример отца — это здорово!
      И как у Вас успехи? Хотя бы в стрельбе по бутылкам?

    • Сергей
      23.02.2015
      18:12

      Звука выстрела не боитесь, привыкли уже? Я первый раз пристреливал ружьё в тире, так чуть из штанов от звука выстрела не выпрыгнул. Вдобавок солидный удар в плечо получаешь.

      • 23.02.2015
        20:24

        В тире,глухое помещение.
        Нужно было наушники одевать,так и оглохнуть не долго =)

        • Сергей
          24.02.2015
          15:42

          Инструктор в наушниках был, мне предлагал, я отказался. На воздухе выстрел не такой громкий. И когда стреляешь точно о звуке и об отдаче не думаешь. Там попал-не попал важнее.

          • 26.02.2015
            19:52

            Вот и я говорю.
            Тир это глухое помещение.
            А на природе,звук рассеивается,да и на охоте по моему не задумываешься.

  • Сергей
    26.02.2015
    00:43

    На фото крупный заяц, размером с ягнёнка. Кило на шесть, больше.
    В руках тяжело нести.

  • 30.03.2015
    19:03

    У нас папа как-то был на охоте на зайца, в тазу привез, оказался зайчик очень вкусным, мне специально не показали, что с ним делали, иначе я точно не стала бы кушать) а так нежное, сладкое, сочное мясо)

Добавить комментарий