Yesli-by-ya-byl-deputatom

Сочинение «Если бы я был депутатом» возвращается в школу!

Рад приветствовать тебя, уважаемый читатель, на блоге «Брожение умов». На связи — Виктор Кислов.

Ныне, вспоминая свой педагогический опыт по работе с детьми, с сожалением отмечаю, что сегодня все больше практикуется тестовое изучение литературных произведений и родного языка на уроках словесности (этот посыл своей мысли оставляю без комментарий, ибо уверен, что Вы, уважаемый читатель, домыслите сами «эффективность» такого способа изучения предмета). В настоящее время экзамен по русскому языку (ЕГЭ) в форме тестов требует написание учеником сочинения в форме эссе, основой которого являются штамповые клише, т.е. использование ключевых слов для построения предложений в сочинении, лишенном живой творческой мысли.

Убежден, что уроки словесности чрезвычайно важны для развития творческого мышления учащихся, расширения границ их познания и формирования мировоззренческих позиций молодых людей. В этой связи хочу представить Вашему вниманию конкурсное сочинение ученика выпускного класса, которое было написано лет десять тому назад.

Экзаменационное сочинение: «Если бы я был депутатом Государственной Думы!»

За окном сгущаются январские сумерки, а я все сижу за письменным столом и мучительно пытаюсь «растекаться мыслью по древу». Надо же было так легкомысленно выбрать себе тему сочинения! На ум приходят детские стихи: «ох, нелегкая эта работа — из болота тащить бегемота».

Не каждый взрослый возьмется за столь серьёзное, на мой взгляд, дело, как вносить предложения в Государственную Думу, а от меня требуется. Впрочем, я тоже уже не маленький: учусь в одиннадцатом классе и через полгода, надеюсь, благополучно закончу школу. И тогда жизнь встретит меня (очень хотелось бы) словами Пушкина: «Здравствуй, племя, младое,незнакомое». Кстати, о младом племени, которое начинает свои первые неуверенные шаги по «столбовой» дороге жизни, набивая себе синяки и шишки…

Прочь сослагательное наклонение! Я- депутат Государственной Думы! Твердой, уверенной походкой я продвигаюсь между рядами кресел зала заседаний и поднимаюсь на трибуну. Решительно пригибаю к себе микрофон: «Уважаемые депутаты, еще вчера я закончил школу, вот уже сегодня вместе с вами я пытаюсь своими делами, мыслями и богатейшим опытом из детства внести посильный вклад в строительство нового, справедливого правового государства»

Шквал аплодисментов прервал мою речь. Слышны возгласы: «Надо же, только вчера закончил школу!», «Такой молодой, а уже депутат!» Аплодисменты постепенно стихают. «Уважаемые коллеги, — продолжаю я, — кто из вас вчера, неделю, месяц, год назад закончил школу? Поднимите руку». Зал настороженно затих. «Вот в этом-то и беда,- продолжаю я,- вы давно уже забыли, когда закончили школу! Я уже говорил, что родом из детства, надеюсь, и вы иногда вспоминаете об этом. Впрочем, чаще всего взрослые, вспоминая своё детство в кругу друзей и близких, хвалятся былыми шалостями: как мазали салом доски, чтобы на них невозможно было писать, как срывали уроки и подсмеивались над учителями. Одним словом, развлекались. Грустно мне от этого, вчерашнему школьнику. Одна надежда на то, что столь высокое собрание, которое представляете вы, уважаемые депутаты, не может позволить себе столь низкие воспоминания о «свинцовых мерзостях» далекого детства.

Однако, по существу моего выступления. Государственные мужи часто сетуют на низкую рождаемость, беспризорность среди детей, на преступность среди несовершеннолетних, на пьянство и наркоманию, проституцию среди молодежи. В связи с этим, уважаемые депутаты, зададимся вопросами:

  • могут ли молодые семьи приобрести себе достойное жильё?;
  • не позорна ли сумма детских денежных пособий?;
  • обеспечивает ли государство детей бесплатными учебниками?;
  • укрепляет ли государство материально- техническую базу школы: ремонт, обеспечение техническими и наглядными средствами обучения, комплектование учебных мастерских, культстанов ученических производственных бригад и т.д.?;
  • могут ли выпускники школ обрести специальность, решить вопрос трудоустройства в то время, когда велик ещё процент безработицы?;
  • каждый ли молодой человек (если даже очень способный и талантливый) может поступить в высшее учебное заведение и получить бесплатное образование?

На все эти вопросы, господа депутаты, отвечаю с печалью, негодованием и грустью: «Нет!!!»

В зале заседаний Государственной Думы повисла напряженная тишина, а через минуту послышались реплики: «Правильно! Молодец, школяр! Во дает!» Другие кричали: «Яйца курицу не учат, молод еще!»

Председатель Госдумы постучал ручкой по микрофону: «Уважаемые депутаты, (обращаясь к недовольным) не будем амбициозны, выслушаем молодого депутата». И, уже обратившись ко мне, сказал: «Продолжайте, коллега».

Поправляю галстук и снова обращаюсь к депутатам: «Каждый год первого июня мы празднуем День защиты детей. Чем же мы защитили детство? Предлагаю разработать программу на законодательной основе по защите детства и материнства.

Заканчивая суждения на тему образования, хочу напомнить, уважаемые депутаты, что статья 43 Конституции РФ гарантирует бесплатное среднее и высшее образование граждан в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Почему же школьное образование платно? Почему же государственные и муниципальные образовательные учреждения принимают абитуриентов и зачисляют в студенты на коммерческой основе? Давно ли мы, господа, держали в руках Основной Закон страны?! Предлагаю возложить на Госдуму контрольные функции по реализации государственными и муниципальными образовательными учреждениями прав гражданина на получение бесплатного среднего и высшего образования согласно статье 43 Конституции РФ».

Вдруг в зале заседаний погас свет и на авансцене президиума высветился огромный монитор. На экране губернатор края поздравлял выпускников школ с получением аттестатов о среднем образовании. Все было торжественно и празднично. Каждый аттестат был почему-то перевязан красной ленточкой, и директора школ, перерезая ленты ножницами, торжественно вручали выпускникам школ документ об образовании. За экраном голос диктора вещал: «Вы вступаете в новую жизнь, перед вами открыты все пути и дороги…»

Экран неожиданно погас, и зал заседаний погрузился во тьму. Послышалось возмущенное гудение зала, раздался пронзительный свист. Свет загорелся так же неожиданно, как и погас. Председатель Госдумы, призывая депутатов к спокойствию , извинился за технические неполадки. «Продолжайте, коллега», — вновь обратился он ко мне.

«Пути и дороги наши неисповедимы», — почему-то брякнул я, но тут же собрался с мыслями и продолжал: «Коллеги, мне необычайно повезло. Сразу же после окончания школы я стал депутатом Государственной Думы, получаю приличное жалование, пользуюсь служебным жильем и машиной. Иногда даже закрадывается мысль: «А не жениться ли мне?» Впрочем, это уже личное. Уважаемые депутаты, а как же быть моим бывшим одноклассникам? Многие из них выпали за борт школьной жизни и, как беспомощные щенки, барахтаются в море непредсказуемых событий? Предлагаю разработать на законодательной основе программу адаптации молодежи в новых экономических условиях, а также реализации права на труд и образование.

Зал заседаний одобрительно загудел. Прислушиваясь к наступающей тишине, более твердо и уверенно я обратился к депутатам: «Дорогие друзья, к сожалению, в наше непростое время коррупция, как ржа железо, разъедает государственный аппарат управления, в правоохранительных органах появляются «оборотни в погонах», олигархи бесконтрольно выкачивают недра земли, по Конституции принадлежащие народу. Депутаты порой забывают свои программы и покупаются за деньги лоббистов, принимая закон в угоду «золотых мешков». Предлагаю: на законодательной основе разработать кодекс чести для чиновников госаппарата, для правоохранительных органов, для депутатов Государственной Думы, нарушение которого могло бы повлечь отстранение от власти без права дальнейшей деятельности в органах управления».

Депутаты заволновались: где-то послышались горячие одобрения, где-то возмущения. В последних рядах завязалась борьба. Я смотрел и вдруг подумал: «Все смешалось в доме Облонских». Председатель Госдумы нервно застучал ручкой по микрофону, призывая всех к порядку и тишине. «Надеюсь, вы будете завершать свое выступление», — обратился он ко мне. «Да, конечно»,- хрипло ответил я. Вновь притянул к себе микрофон и обратился к собранию: «Уважаемые депутаты, коллеги, единомышленники и противники! Я, юноша семнадцати лет, необычайно рад, что вы не были равнодушны к моему выступлению. Благодарю вас всех за это. Но депутатом Госдумы, согласно Конституции, может стать гражданин, достигший совершеннолетия. Я же, как вы поняли, — юноша семнадцати лет. Поэтому я слагаю с себя полномочия депутата Госдумы и ухожу в отставку».

В зале заседаний воцарилась мертвая тишина. Председатель Госдумы подошёл ко мне, потрепал за плечо и почему-то маминым голосом позвал: «Депутат, очнись, пора вставать, труба зовет».

Я открыл глаза. Через моё плечо склонилась мама к раскрытой тетрадке, где была записана тема моего сочинения. «Депутат, пора собираться в школу»,- улыбнулась мама.

За окном зимнее утро. Хлопья снега медленно кружатся в воздухе и ложатся на землю. В памяти всплыла пушкинская строчка: «Зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе».

На сегодня все, дорогие друзья. А я с Вами не прощаюсь и говорю Вам: «До скорой встречи».

Читайте также:

С уважением, Виктор Кислов.

77 комментариев. Оставить новый

  • Как преподаватель истории и обществознания, полностью с Вами согласен! ЕГЭ и впрямь не дает никакого выражения своей мысли — оно не учит абитуриента «говорить». Вообще я за введение такого сочинения и возвращения устного опроса вместо части А. В общем, все что Вы здесь написали — я думаю точно так же! Спасибо за пост!
    Иван.

    Ответить
    • Кислов Виктор
      20 августа 2014 11:02 дп

      Спасибо за преподавательскую солидарность.

      Ответить
      • Здесь оказывается много людей связанных с преподаванием, Вы, Иван, Анастасия, ещё кто то. Все согласны с Вами. Про экзаменационное сочинение давно говорили учителя и оно вернулось.

        Ответить
    • Слава богу, что все эти переживания по поводу сдачи сыном ЕГЭ уже позади, а впереди у него студенческая жизнь.

      Ответить
      • Кислов Виктор
        26 августа 2014 7:11 дп

        Поздравляю Вас с началом студенческой жизни Вашего сына.

        Ответить
      • Какие результаты экзамена и на кого учиться пошел Ваш сын… Просто интересно! 🙂

        Ответить
        • Иван, если интересно, пожалуйста, с удовольствием отвечу: русский язык 90 баллов, физика 84 балла, математика 76 баллов — поступил в Санкт-Петербургский минерально-сырьевой университет «Горный»

          Ответить
          • Молодец Ваш сын. Физика на 84 балла!!! =) Я бы и 50 то не набрал))

          • Олеся+Сазонова
            31 октября 2014 3:16 пп

            Рашида, моя дочь только стремится к подобным результатам, только по другим предметам, и тоже хочет в Питер поступать А ваш сын умница.

          • Прекрасные результаты.Видимо,ваш сын действительно,упорно и долго к ЕГЭ готовился,раз такие большие результаты. А поступил на коммерцию или на бюджет?Если на бюджет,то он трижды молодец.

          • Отличные результаты у Вашего сына! Поздравляю!!!

          • Хорошие результаты у Вашего сына, Рашида. Большой запас прочности для дальнейшего обучения сына. Удачи и успехов ему!

          • Отличные результаты,достойные похвалы.
            С такими баллами,можно в любые учебные учереждения поступать.

      • Мне не кажется что учёба в вузе это легко. Сидеть до темноты на парах, это не в школе до полудня провести и идти домой. И спрос строже.

        Ответить
        • А как же пословица: «От сессии до сессии живут студенты весело!»
          На самом деле учиться сложно и в школе, и в вузе ответственным.

          Ответить
          • Кстати анекдот в тему:
            По трапу самолета поднимается грузин с бараном.
            Стюардесса возмущенно:
            — Мужчина, куда Вы с бараном претесь?
            — Эээ это нэ баран, это взятка, баран в институте учится! =)

        • [:-))] У кого на что денег хватит.
          А то и припеваючи можно прожить.

          Ответить
    • Олеся+Сазонова
      7 октября 2014 1:22 пп

      Мой ребенок как раз собирается сдавать обществознание и историю.И она полностью за сочинения и устную часть. Как раз на части А у нее постоянно какие-то проблемы возникают. Хотя тестов целую кучу написала,и знания есть. Но с частью А никак не подружится.

      Ответить
      • Часть А не отменили)) Не повезло Вашему ребенку)

        Ответить
        • Часть А — это тесты. А там такие формулировки,что просто запутаешься. Специально детей засаживают,усложняя именно формулировку. Именно поэтому учителя и пытаются натаскивать на тестах,и получается,что не до устной части. Хотя например,гуманитарные предметы — историю,обществознание, литературу,на мой взгляд порою легче рассказать,чем пройти тест.

          Ответить
          • Согласен с Вами, Елена. Иногда так запутают, что еле разберешься….

          • Олеся+Сазонова
            30 ноября 2014 8:55 пп

            Это специально похоже делают, чтобы репититоров на пустом месте нанимали

    • Статья верная. ЕГЭ не учит абитуриента «говорить». Смысл было его вводить? Рассчитывали что ВУз научит человека этому, а не школа?

      Ответить
      • А зачем ученому говорить? Главное, чтобы он мыслить умел. Не во всех профессиях нужны ораторы.

        Ответить
  • Очень увлекательно написано сочинение депутата Государственной думы.
    Я не могу судить про все школы. Знаю только ту, которую сын окончил в этом году. Школа очень хорошая, большинство кабинетов оснащено интерактивными досками, проекторами, компьютерами, а учителя просто замечательные, настоящие учителя.

    Ответить
    • Кислов Виктор
      26 августа 2014 7:10 дп

      Приятно слышать добрые слова об учителях.

      Ответить
      • Виктор, у нас на самом деле были прекрасные учителя с первого и до одиннадцатого класса, грамотные учителя и талантливые педагоги.
        Всем классом собрались у классной руководительницы, приехав после зачисления в университеты — из тридцати выпускников все тридцать стали студентами самых престижных вузов страны.

        Ответить
    • Компьютеры в школе не показатель. Школу без компьтеров даже не откроют для обучения. Компьютер такой же стандарт как и классная доска с мелом. Школу делают учителя, и Вам повезло что они замечательные.

      Ответить
  • Олеся+Сазонова
    7 октября 2014 1:18 пп

    Моя дочь в этом году заканчивает школу,ЕГЭ впереди.В этом году ввели писать сочинение,у дочери проблем с этим нет,а вот практически весь класс в панике.Дети совершенно не умеют писать и выражать свои мысли.Их 10 лет натаскивали на тесты,которые знаний не дают.Ведь по жизни мы не пишем тесты,а другому детей не научили

    Ответить
    • Сами тесты, согласна с Вами Олеся,знаний не дают, а вот с помощью их проверите знания в ребенка можно

      Ответить
    • Олеся+Сазонова
      30 ноября 2014 8:54 пп

      Дочь пробник сочинения уже написала, по всем пунктам зачет,теперь ждем основного жкзамена

      Ответить
    • Сложно ломать себя на сочинение когда привык к тестам. Детей мне жалко, они ни при чём, они не виноваты в такой резкой, но необходимой форме смены экзамена.

      Ответить
  • Да,есть части В и С но их недостаточно бывает для того, чтобы набрать хорошие баллы. Да и потом,на гуманитарные предметы все это слишком субъективно оценивается и сложно будет в случае неурядиц ребенку доказать свою правоту

    Ответить
    • Это как сегодня объяснял дочери Олеси на своем блоге тему переворотов…. Петр 3 правил 186 дней, а в тестах учитывают его годы правления 1761-1762 гг. В тесте надо отвечать 2 года правил Петр, хотя на самом деле года не прошло)

      Ответить
    • Если есть последовательность в логике ответа, учителя должны быть снисходительными. Ученик чаще всего путается в логике построения ответа.

      Ответить
      • Есть четкие критерии оценивания, но при проверке работ все равно присутствует субъективная оценка учителя.

        Ответить
        • С точки зрения обозревателей,вы правильно рассуждаете.
          Но есть четкие правила,которые ужесточаются с каждым годом.
          И если отступить от правил и завысить оценку,педагога за это по головке не погладят.

          Ответить
  • Десять лет прошло с момента написания сочинения, а изменилось немногое. За рождение ребёнка стали давать приличную сумму. Школы ремонтируются, но по графику, по несколько школ за год. А остальное пока остаётся нерешённым.

    Ответить
  • У меня неоднозначное мнение по поводу написания экзаменационного сочинения. Да, нам нужны выпускники, умеющие правильно и красиво излагать мысли. Но где гарантия, что современные дети будут сами писать сочинения. Сейчас появится множество вариантов шпаргалок, а ученику останется только списать, ну, в крайнем случае, заучить — и экзаменационной комиссии придется читать 90% однотипных сочинений.

    Ответить
    • Это не так. Темы открываются в присутствии учеников и заранее никому не известны. На сочинении особо не посписываешь. Негласно списывать позволяют отстающим ученикам, так и те с ошибками списывают.

      Ответить
      • В свое время, а было это более 25 лет назад, в школе тоже писали выпускное сочинение. Нам учитель диктовала на каждом уроке текст, который хорошие ученики учили для того,чтобы создать подобный, а отстающие потом переписывали на шпаргалки. Теперь и этого не надо. Существует целая индустрия по шпаргалкам разных размеров, а уж темы там точно будут разные. Современный школьник не будет заморачиваться и писать сочинение, если есть готовые. Есть, конечно, кто будет писать сам. Пример нам привел Виктор. Но было ли в его практике много таких оригинальных сочинений?

        Ответить
        • Татьяна, слабых детей учителя могут на сочинении завести в отдельный кабинет и дать им списать. Ученики списывают с ошибками. Если много ошибок, учителя заставляют переписать сочинение. А ученик ещё и спорит, он не хочет пару часов потратить на переписывание.

          Ответить
          • Зачем заставлять переписывать, если можно взять синюю ручку и исправить?

          • Татьяна, так и делают! Но синие ручки разного синего оттенка цвета, поэтому всему классу закупают оптом ручки одного цвета. Для учеников и учителей)) У Вас тоже так делают?)))

          • Забыл дописать Татьяне. А если в сочинении 50 ошибок, попробуйте исправить столько. На это времени уйдёт много, бритвочкой подчищать, резинкой нежирной стирать. Если ученик не убежит, лучше попросить его переписать заново.

          • О, сколько средств: и бритвочка, и резинка нежирная (впервые слышу о такой!). А насчет ручек, так слышала и о таком, но ведь можно сказать в классе, чтобы все принесли ручки с темно-синими чернилами. А у учителя всегда есть в запасе 3-4 ручки — можно подобрать.

          • Нежирная это двуцветная чешская что ли. Некоторые резинки размазывают чернила, плохо стирают. Пятна на вид жирные оставляют. Ученику сказать можно, но это «дохлый» номер. Некоторые без ручек приходят, забыли дома.

    • Не согласен с Вами. Дети совершенно разучились выражать свои мысли в письменных работах. И пусть даже пишут себе шпаргалки, в этом есть своеобразная подготовка. Кстати, одна из методик советской школы заключалась в том, чтобы при подготовке к уроку ученик мог бы в краткой форме изготовить себе «шпаргалку» , а отвечал, как правило уже без нее, потому как в процессе изготовления «шпоры» все укладывалось в голове. 😐

      Ответить
      • Хорошая методика. Её и до сих пор применяют в школах. Я писал шпаргалки и так лучше запоминал ответы на вопросы.

        Ответить
  • Возмущает то,что весь мир отказался от ЕГЭ,а мы ввели.
    Сами что нибудь можем придумать или нет.

    Ответить
    • Советская методика образования была в свое время самой лучшей.

      Ответить
      • Согласна на все 100%. Учебники, программы — у нас в Беларуси таких теперь нет. Но вот система поступления в вуз — по мне лучше наше сегодняшнее ЦТ, чем раньше, ведь около 50% поступали по блату (видела при обучении, когда экзамен сдан на 5, а знания оказывались на 2 -3 — и это не один человек!).

        Ответить
        • Так и знал что вы из Белорусии. Кстати Татьяна,вы у меня на блоге,в комментаторах победили,а реквизиты не отсылаете.Последнюю статью почитайте.

          Ответить
        • Откуда у Вас статистика по 50% по блату. Цифра в разы завышена. В США тоже по блату поступают, но немного.

          Ответить
      • Виктор, это было давно. После полёта Гагарина зарубежье стало смотреть в сторону советского образования. Они приспособили его под себя и развивали его. А мы остановились на достигнутом, даже откат сделали.

        Ответить
    • Не весь мир отказался. Не стоит так категорично говорить. Но мир действительно идёт в сторону отказа от ЕГЭ.

      Ответить
  • Живу на границе с Польшей. Много наших ребят едут учиться туда. Никаких экзаменов сдавать не надо — просто подать четвертные отметки в несколько вузов — и все: жди приглашения и выбирай. И никакого ЕГЭ, сочинения и тому подобного.

    Ответить
    • Опять мы заглядываем за «бугор». Надо развивать свою систему образования.

      Ответить
      • Своя система образования должна быть в каждой стране, но в Беларуси каждый год проводят реформы в образовании, а результативности особой нет.

        Ответить
        • Татьяна, в России тоже постоянные реформы. Принимающие решения об образовании люди слишком далеки от понимания, что реально нужно образованию. Узнают через цепочку районо-гороно-облоно. Глухие телефончики.

          Ответить
          • Почему-то забывают спросить учителей, что нужно реформировать в школе.

      • Виктор, Татьяна не сказала, что обучение там не бесплатное и очень недешёвое. Польское обучение на советском построено.

        Ответить
        • У нас белорусы, чьи корни есть в Польше, имеют карту поляка. Если имеешь карту, обучение бесплатное. Кроме того, получают стипендию 700 злотых (более 200 долларов). Сведения достоверные — сосед обучается.

          Ответить
          • Только не подумайте, что я всех хочу отправить учиться за границу. Я просто описываю ситуацию. Считаю, где родился, там и пригодился. (Перевела нашу белорусскую пословицу). Кстати, страна моя — Беларусь, а не Белоруссия. Белоруссия исчезла с развалом СССР.

          • Кто где хочет, пусть там и учится. Татьяна, а Белорусь не претендует на Вильнюс? Город в советское время недолго был белорусским.

          • Татьяна,я с вами согласен,вы вернули историческое название своей родины,Беларусь.
            От слов Белая Русь.

          • В странах бывшего СССР мы так и остались Белоруссией, хотя такого государства не существует.

          • И я так называю =) ,по старинке.
            И вообще,пора обратно объединяться.

          • Это я знаю. Это обычная практика во многих странах поддерживать граждан своей национальности в других странах. Потенциальная пятая колонна. Белоруссов делят на своих и несвоих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

«Почетное звание» — Дед!

Похожие записи

Меню