детство, юность

Приветствую Вас, дорогие друзья на блоге «Брожение умов». С Вами — Виктор Кислов. Сегодня расскажу я Вам о детстве и юности моей. В 1956 году, после демобилизации отца, (смотрите статью «Детство») наша семья выехала с Дальнего Востока на Северный Кавказ в г. Орджоникидзе — столицу Северной Осетии на постоянное место жительства. Жилья своего не было, поэтому остановились сперва у родственников, а затем снимали квартиры.

За одиннадцать послевоенных лет в городе только начиналось строительство государственного жилья. Рассчитывать на получение квартиры в ближайшем времени не представлялось возможным, поэтому отец решил взять участок под индивидуальное строительство дома.

А пока мы жили на частных квартирах. Родители «пропадали» на работе: мама — в больнице, отец — в пожарной части. Старший брат Кеворш учился в томском государственном университете, а мы с братом Владиленом учились в школе. Так продолжалось наше детство.

Меня часто спрашивали, что означает имя старшего брата. В то время я с гордостью сообщал, что означает оно — Климент Ефремович Ворошилов. Что же касается имени среднего брата, то оно не вызывало вопросов, потому как легко угадывалось из аббревиатуры имени. И все-таки с нашими именами родители «начудили», за исключением, моего, которое звучало вполне естественно. Вот поэтому старший брат всегда представлялся по имени Костя, а средний — Вадим.

Участок под строительство дома мы получили в следующем году, т.е. в 1957. Но прежде нам необходимо было построить «времянку» (однокомнатный домик с кухней). Жить на частных квартирах, закупать строительные материалы, выезжать на участок под строительство было накладно, поэтому родители и мы, дети, старались быстрее построить эту самую «времянку».

Этот год запомнился знаменательным событием для нашей страны — полетом первого искусственного спутника Земли. Это событие, действительно, воспринималось людьми как нечто фантастическое и почти нереальное. Мы все от мала до велика припадали к радиоприемникам, чтобы услышать сигналы первого спутника Земли. Телевидения в то время еще пока не было.

Город Орджоникидзе с населением где-то в двести — триста тысяч жителей был многонациональный со своим особым кавказским менталитетом. Здесь с большим уважением относились к старшим и к соблюдению обычаев.

Но, к сожалению, разгул детской преступности имел место в послевоенные годы. Сказывалась безотцовщина, беспризорность. В своем кругу пацанячей братвы соблюдался своеобразный кодекс чести: не выдавать товарищей, защищать и отстаивать интересы друзей, не давать пустых обещаний и держать слово. Окончив семилетку, многие мальчишки шли работать на производство, чтобы помочь своим родителям. Жили по-прежнему трудно.

Шло время. Родители строили дом, а мы помогали по мере своих сил. И все-таки мы были детьми: летом купались в Тереке и сгорали на солнце до черноты; зимой до изнеможения катались на коньках и играли в хоккей.

В 1961 году с голоса Левитана, знаменитого диктора радио, весь мир узнал о полете первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Это событие было поистине вселенского масштаба. Люди радовались так, как , наверное, в день победы. В эти годы появились первые черно-белые телевизионные приемники. Люди приходили в гости к счастливым обладателям первых телевизоров, чтобы узнать новости, посмотреть фильмы и просто подивиться чуду телевидения.

А мы по-прежнему строили дом. Я и брат многому научились в строительном деле: я хорошо научился кирпичной кладке, брат — на все руки, делал многое другое. После окончания девятого класса я перешел учиться в вечернюю школу и стал работать на заводе слесарем-сборщиком. Закончилось детство.

В ноябре 1966 года я был призван в Вооруженные Силы СССР (О том, как прошла моя служба в армии читайте в статье — «Как я в армии служил». Так закончилась и юность. Про службу в армии я буду писать в следующе статье, для того, чтобы не пропустить её выход, подпишись на новости моего блога.

Читайте также:

С уважением, Виктор Кислов.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в социальных сетях!

56 комментариев: Детство и юность.

  • 22.08.2014
    21:06

    Да, трудное у вас было послевоенное детство, когда такое прочитаешь, думается где силы брали, чтобы всё это выдержать

    • Кислов Виктор
      23.08.2014
      04:30

      Время было трудным для всех. А человек, как вы знаете, ко всему может привыкнуть и адаптироваться.

      • 27.08.2014
        05:15

        Вы правы Виктор, человек ко всему привыкает, да и то, что вся страна так жила в борьбе и лишениях давало силы всё выдержать и строить светлое будущее.
        А мы в детстве с сестрами и братьями занимались «тихой» охотой — заготавливали на зиму грибы и ягоды. Отличное было подспорье к семейному столу. До сих пор помню вкус соленых груздей с лучком да с картошечкой — ничего вкуснее не пробовала.

      • Сергей
        03.12.2014
        19:48

        Виктор, Вы не задумывались интересные эпизоды из своей жизни, из детства оформить в виде рассказов. Так делал современный Фазиль Искандер. Его детский рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» входит в учебник литературы.

  • 14.09.2014
    02:12

    Как много воды с тех пор утекло. Очень красивый повествовательный рассказ у Вас Виктор получился.

    • Мария
      18.10.2014
      09:14

      Согласна с Вами Иван, у Виктора талан по написанию повествовательных расказов

  • 19.09.2014
    16:20

    А я вот всегда говорю — насколько счастливо это поколение (я и себя могу отнести к нему). Трудности проходят. Они закаляют. Но зато как много мы увидели!
    Первый телевизор. Современные дети не поймут того, как ты рассказываешь, как собирались соседи, чтобы посмотреть его. Магнитолы, что таскали с собой… А первые мобильные телефоны?

    • 20.09.2014
      11:59

      Я думаю что с детства все еще помят коллективный просмотр музыкальной телепрограммы «Сяйво». Вот были времена, а сейчас только моменты

    • Мария
      18.10.2014
      09:24

      Надежда, Вы уж звените, у меня другой взгляд на теперешние время. Счастливым было наше поколение, когда жили за Союза. Когда была одна партия — народная коммунистическая. Взяли поганцы и сломали надежду на счастье и процветание. Я сочувствую нынешнему поколению, но правда не всем но большинству, ведь у них украли надежду и уверенность в завтрашний день.

      • 25.10.2014
        16:15

        Не надо сочувствовать нынешнему поколению, им хорошо в этом времени, у них другое восприятие, я скажу,что они сочувствуют вам,они не понимают как можно было жить в тех условиях

        • 31.10.2014
          10:40

          С Олесей согласен. У молодежи мозг чуть иначе устроен, чем у людей того времени)

      • Сергей
        03.12.2014
        19:53

        Всё за спинами братских народов страны решила кучка предателей. Сразу было понятно, что когда нибудь это приведёт к огромному несчастью. Как одурманенные люди могли позволить сделать с собой такое?

        • 03.12.2014
          20:34

          Сергей, еще не такое с собой разрешает народ сделать при диктаторском правительстве и коррупции. Вспомните период голокоста, изгнание и депортация крымских народов с раздой земли по постановлению ГКО №5859сс от 11 мая 1944г., а сейчас как угнетают в Крыму татар отнимая у них недвижимость, бизнес в пользу лояльных к власти.

          • Сергей
            03.12.2014
            23:34

            Если верить автору блога, то народ плакал по диктатору. Причём плакал искренне и с неподдельным горем. А многие и до сих пор вспоминают это время с радостью. Диктаторы они такие, они за народ.

          • 04.12.2014
            11:24

            Сергей двойственность мыслей, которые следуют в твоем комментарии не дают возможность понять твои мысли и взгляды. Не плачут а ностальгия о стабильности и уверенности была в то время. Диктатура — это такая форма государственной власти, при которой вся власть принадлежит только одной политической позиции, или одному человеку. И при этом жёстко подавляет и устраняет права и свободу граждан. Так как она может быть за народ, ведь ей только присуще порабощать народ и пользоваться его плодами в свое благо. Вот потому и прошел переворот власти на Украине и восстание события тому являются примером. Немножко поразмысли Сергей над этим и тогда тебе станет понятно и смешно с того, что ты написал в своем комментарии.

          • 04.12.2014
            13:56

            Иван, это ровно так, как сейчас в Украине (это я о диктатуре).

          • 04.12.2014
            20:10

            Согласен Виктор, на Украине народ потому и поднялся и сверг диктаторскую власть, сейчас искореняет коррупцию и бандитизм при этом уже получил демократию, свободу слова в полном смысле. Русскому народу еще предстоит с этим бороться. Вот чем сейчас славится Россия, рост безработицы, инфляция, коррупция, диктатура, запрет свободы слова, пособничеством террористическим организациям, сепаратизмом, аннексией и тд. Вот сегодня в Чичне снова ФСБ-ешники погромы встроили и при этом гибнут местные жители.

          • Сергей
            04.12.2014
            23:00

            Вот чешет же Иван и от стыда не лопнет. Какая диктатура, если сами выбрали себе Януковича. Какая свобода слова, если российкие каналы под запретом, российских журналистов, женщину! бьют. Какая демократия, если война идёт на Юго-Западе? Это Иван Вы о чём-то о своём говорили.

          • 01.01.2015
            14:34

            Сергей,так товарищ Иван с западной Украины,у них там свои взгляды на жизнь.Не буду разводить дебаты,но вы Иван в корне не правы.

          • 01.01.2015
            15:21

            Игорь, Иван больше не комментирует.

          • Сергей
            02.01.2015
            12:57

            Я не знал, что Иван с Западной Украины. Думал что он с Восточной или из России. На Западной Украине нормальных людей больше, чем скачущих майдаунов.

          • Сергей
            04.12.2014
            22:36

            Неправда! Диктатор — почётное звание, присваимое всем народом, всеми слоями населения. Вспомните римского диктатора Суллу. Вспомните диктатора Польши Пилсудского. Он героем Польши был и остаётся, поляки не жаловались на него ни при жизни, ни после смерти.

      • 03.12.2014
        20:23

        Все верно Мария, только успели переступить рубеж развитого социализма но мы так и успели почувствовать как при коммунизме обстояли бы делаю. Что заслужили то и имеем.

        • Сергей
          04.12.2014
          22:38

          Наверно опечатка. Не «и успели», а «и не успели».

    • 27.01.2015
      17:12

      Да,мы носили магнитолы на плече [:-))]
      Я помню свой первый бобинный магнитофон,назывался Сатурн.
      А потом очень быстро стала развиваться производство техники.
      И вот к чему мы пришли.

  • Мария
    18.10.2014
    09:12

    Я как то в юности трудностей не особых то не замечала. Семья у меня была полная, не то что в некоторых, кто то из родителей погиб на фронте. Отец работал в межгосударственной связи, здание три этажа под уровнем земли,а мать хореограф по специальности — директором клуба. Я нужды не испытывала. Частенько, с разрешения родителей, приводила ребят покушать себе домой.

  • 25.10.2014
    16:19

    Действительно современному поколению не понять радости и гордости полета в космос,даже я уже не воспринимаю это событие как что-то ,сверхъестественное.А вот моя мама с каким-то особым восторгом.

    • 04.12.2014
      11:26

      Да действительно Олеся, были времена. Но ведь и ценности в людеть были другими.

    • Сергей
      04.12.2014
      22:14

      Обмельчало наше поколение, Олеся. Другие времена, другие идеи, другие мысли.

  • Мария
    25.10.2014
    20:25

    Молодое поколение все прекрасно понимают, ведь рассказы родителей, уроки истории не дадут забыть об том времени.

    • 27.10.2014
      15:57

      Забыть конечно не забудут,но вот чем то особенным они такие события не считают.Для них является обыденным полеты в космос

      • Мария
        28.10.2014
        06:35

        Согласна с Вами Олеся, но все же дела делами, нужно с детьми на эти темы в разговоре подымать, чтоб помнили.

        • 28.10.2014
          07:04

          Рассказывать,да,но дневники вести не люблю.Сама помню любила,когда дед про свою жизнь рассказывал.Особенно про про детство,которое начиналось после революции.Про то время

          • Мария
            28.10.2014
            07:44

            У каждого человека свои убеждения и принципы, некоторые ведут дневник а некоторые блоги — изначально они задуманы как дневник. Я права Олеся или я ошибаюсь?

          • 31.10.2014
            10:41

            Наверное правы, Мария… Я например веду блог для своих учеников)

          • 31.10.2014
            15:17

            Иван, но это же не дневник

          • 31.10.2014
            15:18

            Надежда, каждый заводит блог под свои интересы. Я бы никогда блог-дневник не завела. Мне всегда казалось, что дневник это что- то личное,

          • 30.11.2014
            11:49

            Я тоже на всеобщее обозрение жизнь стараюсь не выставлять

          • 30.11.2014
            11:50

            И не потому что я «стесняшка» [:—_)]

  • 28.10.2014
    02:30

    Виктор,какое интересно имя у вашего брата-Кеворш.Кто так его назвал.Раньше такое имя не слышала

  • Мария
    28.10.2014
    06:40

    Наверное имя Кеворш пошло от Климент Ефремович Ворошилов

    • 29.10.2014
      02:17

      А слышала,что давали подобные имена,но больше их за анекдот принимала,сама никогда не сталкивалась с людьми с подобными именами

      • 31.10.2014
        10:42

        Интересное имя. В первый раз слышу)

        • Мария
          31.10.2014
          14:48

          Очень много есть не изведанного и неизвестного до сих пор Иван

    • 18.01.2015
      21:47

      А у меня соседку,зовут Олимпиада.
      В 1980г. родилась и родители,в честь олимпийских игор,проходящих в Москве назвали. [:-))] [good]

  • 02.01.2015
    15:58

    Какая у Вас романтичная жизнь! Переезды, новые люди — это так здорово! Я вот всю жизнь живу в одном небольшом городе. Для меня очень необычно следить за такими людьми, как Вы!

  • Татьяна
    03.01.2015
    16:58

    Прочитала статью, и тоже вспомнила, как соседи купили цветной телевизор, и мы ходили смотреть концерты и фигурное катание. Теперь нет такой тесной связи с соседями, какая была в моем детстве.

    • 14.01.2015
      17:48

      А мы,с соседями собирались за столом подъезда и играли в лото или домино.Дружный был дом.Не то что сейчас,на одной площадке живут друг друга не знают.

      • Татьяна
        14.01.2015
        18:44

        Я живу в новом доме — в подъезде в лицо знаю всех, как зовут — половину. Общение сводится к дежурным фразам.

  • Татьяна
    19.01.2015
    19:26

    Вчера дочка учила историю и задала вопрос, когда первый человек полетел в космос? Я с мужем в один голос ответили. Дочь была удивлена, что мы знаем не только год, но и дату. Как все-таки молодежь удалена от тех событий, которые были близки нам.

    • 19.01.2015
      19:50

      А мне дочь задает такой вопрос.
      Что такое СССР?
      Я люблю историю и по этому много ей чего рассказал.

      • Татьяна
        19.01.2015
        19:57

        Все равно дети не понимают духа того времени. Надо жить во время СССР, чтобы понять, что это была за страна.

        • 19.01.2015
          20:07

          Правильно говорите Татьяна.
          Не помню как принимали в октябрята.
          Зато помню,как в пионеры принимали.
          У меня была патриотическая гордость,не могу описать словами.
          Ну а комсомол меня застал на пороге развала,но я в нем побывал.

          • Татьяна
            19.01.2015
            20:21

            В комсомол могли вступить не все: шел отбор. Да и знать Устав надо было наизусть. Теперь у нас есть БРСМ, попытка воссоздать комсомол. Добровольцев мало. .Утраченное не вернуть.

          • 20.01.2015
            16:16

            Да и патриотизма у молодежи уже нет.
            И кому было учить или у кого сейчас учиться?

Добавить комментарий